КБЖД - кругобайкальская железная дорога


Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - один из наиболее впечатляющих участков Байкальского побережья. Здесь гений русских инженеров и рабочих, создали неповторимое творение сибирской природы, создали неповторимое творение, занимающее достойное место в списке ценностей мирового туризма.

Кругобайкальская железная дорога - особенная страница в биографии Транссибирской магистрали - самый красивый и загадочный уголок Восточно-Сибирской железной дороги. Кругобайкальская железная дорога является памятником федерального значения. Уникальность этого грандиозного сооружения заключается в том, что ни одна железная дорога в мире не обладает таким огромным количеством рукотворных объектов: 40 тоннелей, 16 галерей, 470 виадуков, мостов и водопропускных труб, около 280 подпорных стенок, и это не считая различных станционных построек, также являющихся памятниками архитектуры вековой давности. По Западному участку Кругобайкальской железной дороги транзитные поезда прекратили ездить в июле 1956 года. С тех пор эти 84 км представляют особый интерес для всех желающих увидеть чудо русской инженерной мысли и изумительный кусочек Байкала. Восточный участок от Слюдянки до Мысовой и сейчас является действующим участком Транссиба.

КБЖД сегодня называют тупиковую ветку Транссиба: Слюдянка 2 - Култук - Маритуй - Порт Байкал, протяженностью 84 км.

Впервые поезд к берегу Байкала пришел 21 октября (2 ноября) 1898 г., после прокладки железной дороги протяженностью 61 верста от Иркутска до станции по берегу Ангары, которая затем стала западной частью Кругобайкальской дороги.

До сдачи КБЖД в эксплуатацию действовала паромная железнодорожная переправа через озеро Байкал. На переправе были задействованы паром-ледокол "Байкал" (спущен на воду в Листвянке 17 (29) июня 1899 г.) и паром ледокол "Ангара". Несколько меньшего размера (спущен на воду 25 июля (7 августа) 1900 г.). на зимний период укладывался временной рельсовый путь по льду Байкала - с 1901 по 1904 годы включительно.

Тупиковой КБЖД стала после строительства Иркутской ГЭС в 1956 г., и затопления участка, проходящего вдоль Ангары от Иркутска до Байкала.

Станция Слюдянка находится на главном ходу Транссиба, и все железнодорожные путешествия по КБЖД начинаются или заканчиваются здесь.

Станция Слюдянка с начала прошлого века является крупным железнодорожным узлом. В этих местах добывается уникальный монолитный мрамор различных цветов от белоснежного до розового, серого, черного. Активно развиваться город начал после строительства КБЖД. В настоящее время Слюдянка является самым крупным населенным пунктом на берегах Байкала.

Вокзал на станции Слюдянка - единственное здание в России, полностью построенное из нешлифованного байкальского мрамора. Его строили итальянцы.

Сегодня Слюдянка - это центр Слюдянского района, отсюда начинаются многие популярные маршруты в Саяны, Тункинскую долину, на Хамар-Дабан (например, на Пик Черского). Самый короткий маршрут (3 км) - к Шаманскому мысу, до сих пор являющемуся местом поклонения духам озера, его символичным началом. Шаманский мыс хорошо виден при спуске поездов серпантинами с Ольхонского плато к Байкалу, а также со стороны КБЖД.

Порт Байкал (72 км) расположен у подножия мыса Баранчик, в истоке реки Ангара. Первоначально был конечным пунктом железнодорожной ветки Иркутск - Порт Байкал. Отсюда, с причала поезда, грузы и пассажиры переправлялись на другой берег паромами-ледоколами. Сохранился почти весь станционный комплекс: пассажирские, производственные, жилые и служебные здания, причал для ледоколов, маяк. Рядом находятся природные достопримечательности: незамерзающий в любые морозы исток Ангары с легендарным Шаман-камнем посередине реки и большой колонией разнообразный уток, остающихся здесь на зиму. На станции расположен музей КБЖД в здании вокзала. Здесь же имеются вполне приличные гостиничные номера. Над комплексом станции Байкал находится маяк.

Бухта Березовая (90 км - ст. Уланово) доставила немало хлопот железнодорожникам. При исследованиях стало известно об угрозе скальных обрушений, тем не менее, первый путь решили вести на сквозь гору, а над бухтой, перебросив железный мост. При эксплуатации прогнозы полностью подтвердились, поэтому пришлось прокладывать в обход новый тоннель.

Рядом соседствует два комплекса, приуроченные к долинам рек Большая и Малая Шумиха. В первый входят мыс Шумихиснкий с тоннелем и бухтой, песчаный пляж, каменная труба через реку. Второй состоит из инженерных сооружений: моста, виадука, галереи и подпорных стенок. Одна из стенок - арочная "Итальянская" - одно из самых фотографируемых мест Кругобайкалки.

Устье реки Половинной (110 км) с небольшой бухтой, пожалуй, самое живописное место на КБЖД. Половинная, самая крупная речка на западном участке Кругобайкальской железной дороги. Ее длина составляет около 43 км, ширина 40-50 м.

Мыс Половинный глубоко вдается в Байкал и охраняет бухту от северных ветров. Через него пробит самый длинный тоннель КБЖД "Половинный" (788 м). За рекой - самый короткий тоннель "Чайкинский", около 30 м. интересны как инженерные сооружения, так и с точки зрения хороших фотографий мосты, перекинутые через Половинную - железный и железобетонный арочный. Старый паровоз завершает формирование образа места.

На станции Маритуй (119 км) вызывает интерес единственный крупный поселок. Название "Маритуй" произошло от бурятского слова <морин> - лошадь, конь.

Маритуй - это станция, административно-жилой комплекс и жилой поселок в долине реки Маритуй. У Маритуя больше всего перспектив развития, так как теоретически сюда можно провести автодорогу из Иркутска, это даст большой толчок развития поселка, да и КБЖД в целом.

Киркирей (123 км) - это название ручья (от Бурятского Хэрхирэ, что означает ворчать, рычать, урчать).

Все туристские поезда останавливаются в этом месте. Здесь 2 сентября 1904 года в присутствии министра путей сообщения М. И. Хилкова была проведена стыковка Кругобайкальской железной дроги, сомкнувшая Транссибирскую магистраль. Говорят, что последний <Золотой костыль> забил сам министр, Михаил Иванович Хилков, известный еще и тем, что свою железнодорожную карьеру начал машинистом паровоза в Америке.

Текст: сотрудник музея ВСЖД А. В. Хобта




© Магия Байкала

Пишите Письма

Вы можете отправить нам сообщение прямо сейчас, перейдя по ниже указанной ссылке и заполнив приведенную форму. Пожалуйста, заполняйте форму как можно подробнее. Укажите ваши контактные координаты, если вы предполагаете, что мы должны вам ответить.

Форма обратной связи

Контактная Информация

База отдыха "Пристань Ольхона"


Подробная информация

Rambler's Top100