Гора Ерд


Ёрдынские игры - межрегиональный этнокультурный фестиваль, в старину - общебурятские игрища вокруг священной горы Ехе Ёрдой (пос. Еланцы). Праздник после векового перерыва был возрожден в 2000 г. и проводится один раз в четыре годы. 23-25 июля 2004 г. состоятся вторые в этом веке Ёрдынские игры.

Гора находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анги недалеко от пос. Еланцы (8 км). Она одиноко возвышается среди ровной поверхности долины и из-за правильной куполообразной формы издалека может быть принята за искусственный насыпной курган. На самом деле гора высотой 40-42 м сложена громадными гранитными плитами, вросшими в землю сопки. По мнению геологов, на ней нет никаких признаков, которые указывали бы на искусственное происхождение. Нет и на ее вершине или рядом характерных обо - культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к этой горе во время праздника приносили и привозили камни. Об этой горе существует большое количество старинных народных преданий. По рассказам местных жителей, у ее подножия в эпоху курыкан проходил один раз в году большой межродовой культовый праздник, на который съезжались гости со всего Прибайкалья. Иногда, рассказывают старожилы этих мест, приезжало до двух-трех тысяч человек. Вокруг священной горы Ехе Ёрдой устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, продолжавшийся 6 дней и ночей, в котором одновременно участвовало свыше 700 человек. Для того чтобы праздник состоялся, должно было быть выполнено обязательное условие: участников должно собраться столько, чтобы танцующие вокруг горы, взявшись за руки, могли сомкнуть хороводный круг вокруг нее. Если круг не смыкался, праздник не проходил. Рассказывают, что в отдельные годы количество танцующих на праздниках было так велико, что образовывали три и даже четыре круга танцующих вокруг сопки, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Сохранилось устное предание о том, что богатый местный житель, дедушка-богач Далей, проживавший в устье Анги, устилал во время праздника всю гору шкурами белых ягнят. Во время праздника на вершину горы поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.

Единого мнения среди ученых о происхождении этого праздника и его целях, а также почему именно гора Ёрд стала местом его проведения до сих пор нет. Известно, что для проведения больших шаманских праздников, по верованиям древних местных людей, рядом должна находиться большая вода, чтобы призывания могли дойти до неба. Рядом с горой Ёрд находится озеро Байкал, мимо горы протекает река Анга. Присутствие рядом реки также важно, так как считается, что проточная вода при совершении обрядов уносит все плохое. Местные жители сообщают противоречивую информацию как о сроках проведения праздника, так и о его продолжительности. Большинство информаторов говорят о проведении "праздника обновления природы" в начале лета: в конце мая - начале июня, когда земля покрывалась первой зеленью, но есть также отдельные сообщения и о проведении праздника два раза в год: весной и летом. Достоверно установлено, что практика проведения игр в этом месте прекратилась с приходом на Байкал христианских миссионеров приблизительно в XVIII в. и уже в начале ХХ в. отошла в область преданий.

Название игр Ёрд наадам имеет монгольские корни. Наадам дословно с монгольского - "три игрища мужей", в русском языке - надом, традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки. История надома уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. О победителях спортивных состязаний слагались улигеры, самые ловкие и сильные прославлялись. Из истории известно, что во времена Чингисхана монгольские войска во главе с Джучи в 1207 г. покорили лесные племена, буряты выразили готовность перейти под знамена Чингисхана и породнились с ним: дочери Чингисхана были выданы замуж за бурятских князей. Существует легенда, записанная историком Г. Миллером, о том, что монгольские войска доходили до острова Ольхона. Предполагается, что монголы перешли Байкал зимой по льду. Археологические подтверждения этого события достаточно скудные: найден единственный монгольский нагрудный знак на острове Ольхон (хранится в краеведческом музее пос. Хужира) и монгольское захоронение в Тажеранском массиве. Возможно, если это событие было реальным оно и привело к возникновению традиции устраивать грандиозный ежегодный праздник у горы Ёрдой, во время которого молодые люди из разных родов могли познакомиться друг с другом. В пользу этой версии говорит факт достаточной продолжительности этого праздника: в течение шести дней и ночей продолжались танцы, чтобы молодежь могла ближе познакомиться друг с другом. Для проведения обрядовых действий перед облавной охотой такого длительного срока проведения ритуальных танцев не требовалось. И никакая облавная охота не могла бы заставить везти своих дочерей из удаленных стойбищ за несколько сотен километров для танца вокруг горы Ехе Ёрдой. Предания о Ёрдинских играх сохранились в удаленных местностях, на берегах Ангары в Осинском районе, что свидетельствует о том, что на эти игрища приезжали за 300 в Осинском районе 400 км и даже с восточной стороны озера.

Возрожденные в 2000 г. Ёрдинские игрища по своему содержанию и значению крупнее сурхарбаана, и характеризуются как общеродовой бурятский этнический праздник, на который съезжаются гости издалека. В июле 2000 года на них присутствовало свыше двух тысяч человек, среди них было много гостей из Бурятии, Саха-Якутии, Агинского автономного округа Читинской области, Усть-Ордынского бурятского автономного округа Иркутской области. По своей зрелищности, мастерству выступающих фольклорных ансамблей и красочности национальных костюмов Ёрдинские игрища стали заметным явлением в возрождении национальных традиций бурятского народа. В программе были традиционные соревнования по стрельбе из лука, классическая борьба, выступления фольклорных ансамблей, конные скачки. Певцы, музыканты и танцоры в национальных костюмах демонстрировали свое мастерство. Состоялся и традиционный танец ёхор вокруг горы. Количество танцующих оказалось достаточным, чтобы сомкнуть не только круг вокруг горы, но и образовать две цепочки танцующих.

Происхождение слова "Ёрдой" однозначно не установлено. Корень этого слова, по распространенному мнению лингвистов, не бурятского и не тюркско-монгольского происхождения. С этим трудно согласиться, так как в монгольском словаре присутствуют слова с этим корнем, дословно переводимые как "торчащий, выступающий, высовывающийся" (монг. ёрдойх и ёрдгор). Бурятский профессор Д. Дугаров связывает это слово с уйгуро-финским корнем Ёрд - "земля" (древнеисландское iord - "земля") и отождествляет дух-хозяйку горы Ёрдой со скандинавской богиней земли Iord. С рекой Иордан и заимствованием основы слова "Ёрд" из христианства, по созвучию с рекой Иордан говорит С. Гурулев. Обе версии достаточно спорны. Для объяснения местных топонимов вряд ли будет правильным обращаться к древним исландско-скандинавским корням, заимствования названий которых нигде в Прибайкалье не присутствует. С таким же успехом можно высказывать предположения о связи этого слова с другими языками народов, удаленных от Байкала, где имеет распространение языкового корня iord. В числе таких явных совпадений - Ёрд, бог ветра, в мифологии ингушей и чеченцев. Ему посвящался праздник в начале покоса, в ветреный понедельник. До сих пор в Ингушетии хорошо сохранились три храма-святилища в честь Ёрда. "Ёрдам" - возглас восклицания в значении "помощь" в узбекском языке. Божество Ёрд из германо-скандинавской мифологии, синоним греческого божества - Гея, мать-земля. В этом значении у скандинавских народов Ёрд - обожествляемая земля, мать Тора, бога грома, бури и плодородия.

Гора Ехе Ёрдой находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки (Бага Ёрдой, высота 12 м) к священной горе на берегу Байкала. Напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины р. Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. К ним можно подъехать на автомобиле по дороге к Байкалу. Рисунки находятся на втором по ходу движения скальном останце, на левом борту долины. Интересно, что описания этих рисунков нет в краеведческой литературе, и, по рассказам местных жителей, они остались не осмотренными академиком А.П. Окладниковым во время его пребывания в этих местах. О древности этих рисунков свидетельствует то, что нижние из них были засыпаны осадочными породами, когда мы их нашли в 2000 г. (N52 48 04 E106 32 06, высота над уровнем моря 469 м). Компактно расположенная группа рисунков включает в себя большое количество изображений бегущих оленей и отдельные рисунки рогатых людей.

Текст: С. Н. Волков



© Магия Байкала

Пишите Письма

Вы можете отправить нам сообщение прямо сейчас, перейдя по ниже указанной ссылке и заполнив приведенную форму. Пожалуйста, заполняйте форму как можно подробнее. Укажите ваши контактные координаты, если вы предполагаете, что мы должны вам ответить.

Форма обратной связи

Контактная Информация

База отдыха "Пристань Ольхона"


Подробная информация

Rambler's Top100